- Павел Апостол
- проповедовал христианство среди язычников в I столетии, почему и наз. еще "апостолом язычников".
П., родившийся в семье богатых иудеев, строгих ревнителей закона Моисеева фарисеев, получил прекрасное образование в школе Гамалиила, где он изучил не только Моисеев закон с талмудическими истолкованиями, но также языческую литературу, особенно греческую. П., наз. в честь израильского царя Саула Савлом, или Саулом, был первоначально горячим ревнителем закона Моисеева, возмущался тем, что иудеи могли признать Мессией безвестного учителя из Назарета, который к тому же понес позорную смерть на кресте, вступал в жестокие ссоры с последователями Христа и в своем ожесточении против христиан дошел до того, что предпринял против них гонения, для чего поехал однажды в Дамаск. Но на пути в Дамаск с П. случился чудесный перелом, и он из жестокого гонителя христиан сделался их покровителем и даже проповедником. С этих пор начинается новая жизнь П., посвященная, несмотря на затруднения, опасности для жизни и жестокие гонения римских императоров, миссионерским трудом и писательству. Проповедуя христианство, П. объездил всю Азию, Испанию, Британию и Италию. Писательская деятельность П. выразилась в 14 посланиях, написанных в разное время и на разные случаи, но выражающие религиозное и нравственное мировоззрение П., служащее отражением религиозно-нравственного состояния мира в то переходное время. Послания ап. П. представляют собою систематизацию христианского учения, которая, благодаря широкому образованию П., отличается большой самобытностью, давшей немецкой критике повод видеть в его богословии нечто совсем иное, чем простой христианизм. Это мнение немецкой критики, получившее особое название павлинизма, основывается на недоразумении; в действительности учение П. тожественно вполне с учением Христа и является только гениальным литературным выражением этого учения. Ап. Павел, пренебрегавший всеми опасностями во имя христианства, был во время Неронова гонения осужден на обезглавление и казнен вместе с ап. Петром в Риме в 65 г. 29 июня; день этот чтится русскою церковью. Деятельность и жизнь ап. П. вызвала огромную богословскую литературу, среди которой можно отметить наиболее выдающееся, как, напр.: "Жизнь и труды св. ап. П." Фаррара, в переводе Лопухина; Иннокентия "Св. ап. П."; из исследований богословских заслуживают внимания обширный труд проф. Глубовского " Евангелие ап. П. и раввинское богослужение" и др.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.